Среда, 15.07.2020, 08:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная

школа с. Чаадаевка

442324, Пензенская область, Городищенский район, с. Чаадаевка, ул. Школьная 1-Б
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Гражданско-патриотическое воспитание

 

 

 


Аналитическая справка

об организации работы образовательного учреждения

МБОУ СОШ с.Чаадаевка

по патриотическому воспитанию.

Патриотическое воспитание в школе является составной частью воспитания в целом и представляет систематическую и целенаправленную деятельность руководства школы, педагогического коллектива, родителей учащихся, органов школьного самоуправления, учреждений дополнительного образования по формированию у детей и подростков высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.

Патриотическое воспитание в школе основывается на принципах:

- служения Отечеству;

- исторической и социальной памяти;

- преемственности поколений и духовного опыта;

- социокультурной и национальной идентификации;

- гордости в осмыслении социокультурной реальности исторического прошлого;

- значимости символов и смыслов Отечества;

- опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции.

В школе создана программа патриотического воспитания «Патриот», рассчитанная на период с сентября 2018 по май 2021 г. Руководителем и разработчиком программы является ответственный за ВР школы Ерофеева А.К.. Программа «Патриот» представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом. Воспитание Гражданина Отечества является общей целью образовательной системы России, которая нашла отражение в ФЗ «Об образовании в Российской федерации ».

Основной целью программы является предоставление всех возможностей школы для воспитания гражданина-патриота своей страны, определения комплекса условий, обеспечивающих эффективность гражданско-патриотического воспитания в школе.

Поэтому, при составлении плана воспитательной работы на год учитываются все виды направлений деятельности, создаются условия, необходимые для их реализации.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию в школе на протяжении последних лет строится по следующим направлениям:

Социальное:

-организация работы волонтерского отряда «Надежда»

- организация и проведение предметных недель, олимпиад, конкурсов, смотров знаний, интеллектуальных марафонов, игр;

- изучение и пропаганда лучших национальных и семейных традиций;

- проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий совместно с родителями;

- организация совместных коллективных творческих дел;

- организация и проведение благотворительных акций;

- организация работы с родителями.

Политическое:

- изучение символики России, области, села;

- оформление уголка символики;

- проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам;

- изучение родного края и страны, через организацию походов, экскурсий в музеи области, района и школьный музей, заочных путешествий;

- сбор исторических материалов, фактов для экспозиции школьного музея;

- совершенствование системы классного и школьного самоуправления;

- организация встреч с выпускниками школы, ветеранами воин, передовиками производства;

- организация шефства над ветеранами ВОВ и приравненным к ним категориям населения;

- акция «Ветеран живет рядом».

Нравственное:

- соблюдение кодекса взаимоотношений всех участников образовательного процесса;

- участие в праздниках, мероприятиях, театрализованных представлениях, конкурсах;

- ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями, с социальными нормами поведения;

- знакомство с различными видами искусств;

- изучение истории России, символики, геральдики;

- проведение общешкольных традиционных мероприятий (творческие отчеты, предметные недели, тематические вечера и т.д.);

- проведение культурно-массовых спортивных мероприятий;

- оформление стендов: "Отличники”, "Наши выпускники – заслуженные люди села”;

- организация различных выставок;

- организация культурных мероприятий для творческой самореализации:

Структурные элементы системы патриотического воспитания:

1- патриотический «Растим патриота и гражданина»;

2- историко-краеведческий «Мой край родной»;

3- социальный «Я и моя семья»;

4- здоровьесберегающий «Здоровье – твое богатство»;

5- художественно-эстетический «Формирование духовно-нравственных ценностей».

Патриотический: «Растим патриота и гражданина»

- сотрудничество с Чаадаевским казачьим обществом;

- проведение мероприятий в рамках проекта «Живи село»;

-памятные акции у обелисков погибшим в Великой Отечественной войне, локальных войнах;

-вахты Памяти;

-работа уголка боевой славы;

-проведение военно-спортивных мероприятий, в т.ч. соревнования «Школа безопасности», «Орленок»;

-встречи с курсантами военных училищ;

Отсутствие исторической памяти равносильно неуважению человека не только к своему прошлому, но и к настоящему, полной беззаботности в отношении будущего народа, человечества, природы, поэтому в школе проводятся «Уроки мужества» - размышления о том, как время – предвоенное и военное – отпечаталось в судьбах людей. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла – это символ преемственности традиций от старшего поколения к молодости.

Одним из значимых направлений в патриотическом воспитании является шефство над ветеранами Великой Отечественной войны и труда. В течение всего года проходит операция «Забота», которая предусматривает адресную помощь ветеранам (в нашем селе их осталось всего четыре человека), всем нуждающимся оказывается посильная помощь учащимися школы (уборка двора, жилья, помощь на приусадебном участке и др.). Ежегодно наши учащиеся ухаживают за могилами на сельском кладбище. Ежегодно в период празднования Победы нашего народа в Великой Отечественной войне большинство мероприятий были посвящены достойной встрече этой даты: уроки мужества с участием ветеранов Великой Отечественной войны, изготовление праздничных открыток ветеранам войны, выставки литературы военной тематики, участие в конкурсе рисунков «Поклонимся великим тем годам». Был проведен школьный конкурс сочинений «След войны в моей семье», смотр-конкурс строя и песни, школьная игра «Зарница», а также классные часы «Люди, на которых хотелось бы походить», «Никто не забыт, ничто не забыто».

Каждый классный руководитель ежегодно разрабатывает и проводит в течение учебного года ситуационные классные часы (адаптивная технология) по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию.

Результаты проводимой работы очевидны:

Отсутствие серьёзных правонарушений.

Широкий охват детей дополнительным образованием.

Вовлечение учащихся в различные внеклассные мероприятия.

Отсутствие межличностных конфликтов внутри школы.

Историко-краеведческий – «Мой край родной»

-туристическо - краеведческая, экскурсионная работа;

-пополнение фонда музейного уголка, обновление его экспозиций и экспонатов, посещение школьных и городских музеев по истории страны, города, района;

-празднование памятных дат, связанных с героями России.

Общеизвестно, что с краеведения начинается путь к познанию мира, и к воспитанию патриотизма. Любовь к своей стране приходит через привитие уважения к малой родине. Обращение к прошлому села как части истории России, его природе, литературе, фольклору, освещение различных аспектов современного положения города (экологических, экономических, культурных проблем) – тема и предмет массовой деятельности по краеведению. Изучение родного края ведется на уроках истории, географии, ИЗО, во внеурочной деятельности. Ежегодно учащиеся школы под руководством учителей принимают участие в конкурсах различного уровня на историко-краеведческую тему:

Учителя и обучающиеся школы стали организаторами работы на селе. Уже традиционны такие праздники, как «День села», «День Победы», «Масленица», «День героев отечества».

Здоровьесберегающий – «Здоровье – твое богатство»

- работа школ здоровья, направленная на формирование физически, психически и социально здоровой личности;

-профилактические мероприятия по предупреждению безнадзорности, табакокурения и других вредных привычек;

-акции: «Молодёжь без табака и алкоголя», «Спорт вместо наркотиков»;

- кинолектории «За здоровый образ жизни», «СПИД – это опасно»;

- конкурсы рисунков, плакатов, газет по профилактике вредных привычек;

- марафон «За здоровый образ жизни»;

-спортивно-массовая работа;

-организация спортивных клубов по месту жительства;

-проведение детско-юношеских и военно-спортивных игр;

-участие в спортивных праздниках и соревнованиях;

-участие в городских фестивалях, акциях, слётах

Благодаря руководству школы и учителя физкультуры был создан и действует каток, который является центром спортивной жизни в зимнее время. Здесь дети и их родители проводят свободное время, организуются школьные соревнования и мероприятия.

Значительное внимание уделяется просвещению по проблемам здорового образа жизни среди родителей как главных союзников и помощников в решении задач по воспитанию культуры здоровья: работает родительский лекторий, где для родителей проведены лекции по темам «Если отношения с ребенком вышли из-под контроля», «Семья против вредных привычек», «Трудности адаптации пятиклассников в школе», «Внимание!!! Опасность!!! Спайс!!!» и другие; сложилась система в проведении тематических родительских собраний: «Агрессивное поведение, его причины и способы предотвращения», «Уроки здорового образа жизни», «Как сохранить здоровье ребенка», «Семья и выбор жизненного пути» и другие; проводятся общешкольные спортивно-оздоровительные мероприятия «Дни здоровья», «Зимние забавы».

Ежегодно в нашем образовательном учреждении работает лагерь с дневным пребыванием детей, который организуется с целью развития, оздоровления и отдыха детей по месту жительства. Эта форма организации отдыха детей является традиционной. Лагерь организуется в осенние, весенние и летние каникулы.

В школе функционируют спортивные объединения: «Волейбол», «Футбол». Их посещают почти 50% учащихся, которые участвуют в различных школьных и районных конкурсах.

Художественно-эстетический – «Формирование духовно-нравственных ценностей»

-конкурсы детского изобразительного творчества;

-творческие выставки учащихся;

-фестиваль коллективов школьной самодеятельности.

Путь к Добру определяется общечеловеческими ценностями. Духовно-нравственный человек ценит Жизнь во всех ее проявлениях, так как это особый дар судьбы; ценит Человека, живущего рядом. Духовно-нравственный человек, воспринимая себя как единое целое, в то же время осознает себя частицей большого Мира, гражданином своего Отечества, членом семьи, своего рода. Для этого важно Здоровье, Образование, Культура – именно эти ценности помогают прожить богатую духовно-нравственную жизнь.

Жизнедеятельность духовно-нравственного человека базируется на 4-х основных глаголах: любить, прощать, творить, благодарить.

Целью духовно-нравственного воспитания детей в школе является содействие возрождению лучших традиций семейного воспитания, восстановления традиционного уклада жизни посредством создания и развития системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи. Пропаганда и популяризация здорового образа жизни также не может реализоваться без воспитания духовно-нравственных начал. Воспитательная система школы ориентирована на формирование здорового образа жизни на основе гармонии физического, интеллектуального и духовно-нравственного развития школьника.

Развитие творческих способностей осуществляется через дополнительное образование. На базе школы работают такие кружки и секции, как «Юный корреспондент», «Созвучие», «Юный краевед», «Шахматная школа», «Белая ладья», «Компьютерный». Посещают эти кружки все желающие, ребята учатся не только реализовывать себя, но и самоутверждаться. Кружковцы принимают участие в школьных и муниципальных конкурсах.

Социальный «Я и моя семья»

- родительские собрания;

- индивидуальные консультации;

- совместные праздники;

- родительский лекторий.

Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие - в первую очередь, духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье, школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, средств массовой информации, улицы.

Анализируя общее представление родителей о духовно- нравственном воспитании, мы выявили следующее. Воспитание нужно начинать со знакомства ребенка с историей своего рода и семьи. Мы просим родителей рассказывать детям о своих предках, показывать фотографии. В начальной школе стало традицией организовывать фотовыставки на различные темы: «Мой папа-солдат», «Люди пожилые-сердцем молодые», «Я и моя семья».

Совместно с родителями школа начала формирование нравственных установок по отношению к людям всех национальностей, не теряя при этом своего национального облика. Большое внимание уделяется воспитанию культурного человека, знающего традиции многонациональной страны, в которой он живет.

Ежегодно проводится мониторинг отслеживания результатов работы по патриотическому воспитанию учащихся, диагностика уровня патриотизма у старшеклассников школы. Опрос учащихся показал, что школьники не сомневаются в том, что нужно любить Родину, следовать национальным культурным традициям. Однако осознанное понимание самобытности России встречаeтся лишь в 20% ответов респондентов.

I. "Патриотизм” как духовная ценность

Соотносится с малой родиной – 10% опрошенных;

Связан с любовью к Родине - 18% опрошенных;

Отожествляется с гражданским патриотизмом, с чувством общности с народом, а не с отдельной нацией – 33% опрошенных;

Выражается в чувстве гордости за историческое прошлое- 39% опрошенных

II. Оценки чувства собственного патриотизма

Выражен чрезвычайно сильно – 24% опрошенных

Выражен умеренно – 75 % опрошенных

Данное чувство отсутствует – 1 % опрошенных

III. Что оказывает влияние на развитие чувства патриотизма у современной молодёжи?

Семья – 83%

Школа – 64 %

СМИ и Интернет - 44 %

IV. Кто должен заниматься патриотическим воспитанием?

Семья – 83%

Школа – 71%

СМИ – 62%

Проведенное исследование показало, что семья и школа должны формировать патриотические чувства и заниматься патриотическим воспитанием, поскольку патриотизм - базовая социогуманитарная ценность. Что касается роли средств массовой информации и Интернета, то оно возможно через усиление патриотического содержания публикаций в прессе, которые на сегодня достаточно востребованы молодежью. Существенную роль в этом сложном процессе конструирования социальной реальности играют сегодня средства массовой информации, которые, с одной стороны, призваны заказывать обновленные ориентиры, а с другой - сохранять историческую преемственность.

Выводы:

Анализ социологических, психолого-педагогических источников по патриотическому воспитанию позволил установить, что содержание патриотического воспитания обучающихся оформлялось с учетом специфики современного функционирования России, а также культуры, истории, традиций и тенденции развития Пензенской области как части страны. Данные идеи стали ведущими направлениями становления патриотического сознания. Ведущим механизмом воспитания патриотического сознания является педагогическая поддержка развития патриотических чувств, становление субъектного опыта патриотической деятельности.

Патриотическое воспитание обучающихся в школе связано с осуществлением общей программы патриотического воспитания: групповая и индивидуальная работа с детьми строится на основе учета качественных особенностей дифференциации функционирования уровней их патриотического сознания и воспитания их готовности к сознательному служению Отечеству.

Итоги проведенных мероприятий свидетельствуют о том, что в ОУ прогрессирует процесс становления системы патриотического воспитания, вопросы организации патриотического воспитания принимают системный характер, становятся нормой в повседневной деятельности школы. В имидже школы как в образовательной системе создана система гражданско-патриотического воспитания; обогащено содержание гражданско-патриотического воспитания; вовлечены в систему гражданско-патриотического воспитания представители всех субъектов образовательной деятельности

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

Форма входа
Календарь
«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz