Среда, 15.07.2020, 07:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная

школа с. Чаадаевка

442324, Пензенская область, Городищенский район, с. Чаадаевка, ул. Школьная 1-Б
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Проект «История села: люди, достижения»

Дорожная карта проекта "История села:люди, достижения".

Наименование мероприятия

Сроки реализации

Методические рекомендации по реализации Проекта «История села: люди, достижения» для общеобразовательных организаций

до 06.10.2018

Проведение семинаров с участниками проекта

не реже 1 раза в месяц

Обновить стенды музея « Из истории села»

 

В разделе « Крестьянский быт» изготовить макет русской печи.

 

Создание Чаадаевской книги Памяти « Вечной памятью живы»

 

Создание экспозиций: « Школа в послевоенный период» « Игрушки

 

военного детства»

 

Разработать экскурсию по     « Памятным местам села»:

 

Чаадаевская ГЭС ,история создания Сурского торгового предприятия,

 

Сурской подстанции, ДК и Сельскохозяйственной школы села

январь-декабрь

Чаадаевка

Разработка конспектов системы уроков по истории, литературе, краеведению, связанных с использованием материалов музея.

Участие в районных и областных конкурсах. Исследовательских работ  « Земля Родная»- «Судьба семьи в судьбе страны»-Гарина Ю

Активное участие во всех районных конкурсах, смотрах.

Уход за памятником погибшим воинам - землякам. Обустройство

2019 г.

Экскурсии в библиотеку, в администрацию, по улицам села

 

Проведение семинара с классными руководителями по проблеме: «

 

Российский патриотизм. Истоки, современность, проблемы

 

возрождения и развития»

 

Подготовка и проведение расширенного заседание Совета музея по теме   « Школьный музей - центр патриотического воспитания в школе».

Подготовка  и  проведение методического совета  по теме     « Использование  потенциала  школьного  музея  в  воспитании  и развитии личности»

в течение года

Встречи  со  старожилами  села,  ветеранами  войны и труда,  с земляками, проживающими в других регионах России, за рубежом.

Январь-апрель 2019 г

Создание сельского социально-делового центра жителей совместно с местными сообществами

январь-март 2018 г.

Организация работы клубов делового и профессионального общения совместно   с   местными   сообществами   и   органами   местного самоуправления по решению социально-экономических вопросов села

не реже 1 раз в месяц

Историческая   экспедиция   (изучение   архивных   материалов   об истории села и людях)

март-сентябрь 2019 г

Фото-кросс «В объективе - родное село»

май 2019г.

Создание галереи почёта и славы «Славим человека труда» (в рамках проекта «Образование для жизни»

О Щенникове А.С. , Плохотникове П.Т.

апрель 2019 г.

Проведение краеведческой викторины «Знай свой край» (в рамках туристско-краеведческого движения «Земля родная»)

сентябрь 2019г.

Выпуск буклета «История села в лицах»

январь 2019 г.

Создание «Красной книги села» (о людях, нуждающихся в особой заботе)

февраль 2020г.

Создание «Аллеи памяти)

май 2020г.

Организация   эстафеты   добрых   дел   (творческая   презентация достижений села, трудовой десант добрых дел для своего села)

апрель, ежегодно

Создание  цифровой  презентации  (видео-фильма)  «Село:  лента времени»

сентябрь 2019г.

Создание фотоальбома «Достижения моего села»

октябрь 2019 г.

Организация выставки «История одной фотографии»

ноябрь 2019г.

Организация выставки народных умельцев «Сельские мастера», «Арт-село»

октябрь-ноябрь

ежегодно

Организаций и проведение совместно с местными сообществами праздничных  мероприятий   «С  любовью  к  людям  и  земле». Поздравления   жителей   села   по   номинациям:   «Я   родился» (поздравление маленьких жителей, которые появились в этом году в селе); «Первый раз в первый класс»; «Наши выпускники»; «Молодая семья», «Славим человека труда», «Наши дорогие ветераны» и др.;

октябрь-ноябрь,

ежегодно

Экскурсии в библиотеку, в администрацию, по улицам села

 

Проведение семинара с классными руководителями по проблеме: « Российский патриотизм. Истоки, современность, проблемы возрождения и развития»

Подготовка и проведение расширенного заседание Совета музея по теме          « Школьный музей - центр патриотического воспитания в школе».

Подготовка  и  проведение методического совета  по теме     «

октябрь 2019г.

Использование потенциала школьного музея в воспитании и развитии личности»

 

Встречи со старожилами села, ветеранами войны и труда, с земляками, проживающими в других регионах России, за рубежом.

май 2019г.

Встречи-интервью со знаменитыми людьми села

ноябрь 2019 г.

Встречи с представителями местных сообществ

2018-2020 гг.

Создание сельского социально-делового центра жителей совместно с местными сообществами

2018-2020 гг.

Организация работы клуба делового общения с органами местного самоуправления по решению социально-экономических вопросов села

декабрь 2019 г.

Историческая экспедиция (изучение архивных материалов об истории села и людях)

декабрь 2019 г.

Подпроект проекта «История села: люди, достижения»

«Социальный интернет-проект «Вот моя деревня, вот мой дом родной».

Цель проекта – привлечение внимания к социальным, экономическим и демографическим проблемам сельской местности Пензенской области посредством размещения информации о родном селе в интернет сообществах («Одноклассники», «ВКонтакте» и др.).

Задачи проекта.

 

  • Создание положительного образа села в информационном пространстве интернет сети.

  •  Формирование информационной компетентности родителей и детей.

  •  Расширение знаний учащихся о родном крае.

  • Привлечение людей в село.

    Этапы проекта.

  • Создание инициативной группы родителей и учащихся.

  • Сбор информации о родном селе:

    - история села

    - географическое положение

    - климат

    - реки, озёра, родники

    - рельеф

    - растительность, животный мир

    - экономический потенциал: сельское хозяйство (животноводство, растениеводство, плодоводство, птицеводство, рыбоводство, подсобное хозяйство, фермерство, ремёсла и т.д.)

    -  ремёсла, промыслы

    - население: численность, возрастной и этнический состав, традиции, обряды, фольклор, игры

    - выдающиеся жители и их потомки (ветераны ВОВ, ветераны труда и т.д.)

    - инфраструктура населённого пункта (план-карта села, улицы, дома, детский сад, школа, медицинское учреждение, центр досуга, почтовое отделение, стадион, парки, скверы, сады и т.д.)

    - транспортное обеспечение (железная дорога, автобусное сообщение)

    - проблемы населённого пункта: демография, заброшенные дома и т.д.

    3. Создание группы в одной из социальных сетей.

    4. Размещение информации на странице интернет-сообщества о родном селе в текстовом варианте, в виде фотографий, схем и т.д.

    5. Социальная игра «Родной дом ждёт тебя!»:  организация поисковых групп (учащиеся, родители, представители администрации), создание раздела на информационной странице интернет-сообщества «Родной дом ждёт тебя!» (с размещением фото заброшенных домов, размещение реконструированных фото каким может выглядеть этот дом).

    6. Привлечение в сообщество уроженцев села.

    В процессе работы создаётся «Атлас села» с указанием «проблемных» зон населённого пункта.

Летопись села.

Архив музея. Из истории школы.

В с. Чаадаевке в 1903 г. была открыта церковно – приходская трёхлетняя школа. Школа была при церкви, учил детей батюшка и учительница Дарья Семёновна Казначеева. Ходили в школу в основном одни мальчики. Детей учили русскому языку, арифметике, закону божьему. Дисциплина была суровой, применялись телесные наказания. Особенно дети боялись уроков закона божьего. Если кто – то не выучит задание по этому предмету, то наказания применялись более жестокие. Таких предметов, как рисование, география, история, труд, в школе не было. Детей старались приблизить только к церкви, которую они посещали регулярно вместе с учителями.

Вот как о дореволюционной школе вспоминает Петр Андреевич Камаев.

– Я окончил церковно – приходскую (трёхлетнюю) школу в 1906 году с похвальным листом. Учил меня Петр Алексеевич Алексеев. Бумаги у нас было мало, писали на грифельных досках. Теперь учителя называют учащихся по имени–  Юра, Валя. Раньше этого мы не слышали. Вместо учительской ласки мы получали часто удары линейкой. Иногда провинившихся запирали в особую комнату до вечера. Учитель уйдет домой, а мы сидим голодные.

Мы изучали закон божий, русский язык, арифметику. Главным предметом у нас считался закон божий. Все мы должны были знать его наизусть.Не выучишь молитву – вставай на горох. Некоторым ребятам не хотелось получать незаслуженные удары со стороны учителя, они пытались убегать. В таком случае учитель приказывал самому явному хулигану Карасёву Никону: «Карасев, взять!» Карасев Никон был взрослым парнем. Бывало, в три прыжка догонит жертву и за шиворот ведет к учителю. После чего наступала расправа. Один раз меня грифельной доской учитель так ударил, что доска разлетелась на куски. Тяжелое было детство наше…

В 1913 году в нашем селе была построена и открыта земская школа (до сих пор сохранилось кирпичное здание). Вот как об этой школе вспоминает сторож П. А. Камаев.

В 1913 – 1916 г.г. я со своим дедом работал сторожем земской школы. В то время работал учителем Кольцов Петр Иванович. Этот учитель был революционно настроен. Среди населения нашего села тайно вел революционную пропаганду. Он проводил беседы, читал революционные книги. Внешне придерживался существующего строя, перед приходом попов ставил в угол икону, а когда уходили попы, он ее выбрасывал. Был такой случай на религиозный праздник Николу. Попы ходили по домам с молебном, а у учителя Кольцова в квартире школы не было икон. Он зовет меня и говорит: «Петюшка, беги домой и принеси икону». Я спрашиваю: «А какую?» он отвечает: «Любую, а то сейчас поп придет». Такие настроения захватывали все больше и больше учителей, начиная с 1905 года…

Школа до Октябрьской революции давала детям ничтожное образование. И большая часть населения в селе оставалась неграмотной. Декретом от 21 января 1918 г. церковь была отделена от государства и школа от церкви. В селе Чаадаеке до 1930 г. была только начальная школа. А в 1930г. была открыта школа колхозной молодежи.

Воспоминание ученицы ШКМ Елены  Сергеевны Тыриной:

– Я училась в ШКМ. Школа состояла из 2-х классных комнат. При школе был интернат для учащихся из других сел. В классах стояли большие столы. Учились бригадным методом. За каждым столом – бригада. Два раза в неделю мыли полы в классах, ежедневно следили за чистотой классной комнаты. Учились все с желанием, были дисциплинированными. На хорошо и отлично учились: Карачарова Вера , Нефедов Федя, Камаева Нюра и др.

Директор школы, Сосновский Владимир Васильевич, очень заботился о школе, об учениках. Много внимания уделялось антирелигиозной пропаганде. Накануне религиозных праздников учащиеся школы выступали в клубе с художественной самодеятельностью. Школьная жизнь отражалась в стенгазетах. Мы помогали колхозу: работали в поле, ухаживали за колхозными жеребятами и телятами. Учились  в трудных условиях, но жили дружно…

В 1933 году ШКМ преобразована в неполную среднюю школу. В 1935 – 36 учебном году Чаадаевская неполная средняя школа реорганизована  в среднюю школу.

Рассказывает первая выпускница средней школы Александра Михайловна Винокурова.

–Чаадаевскую сельскую среднюю школу я окончила в 1937 – 38 учебном году. Наш класс был первым выпускным классом только что организованной средней школы. В 10 классе мы занимались во вновь отстроенном школьном здании №1.

 Занятия проходили в одну смену. Директором школы был Владимир Васильевич Сосновский, который много труда положил на организацию средней школы и постройку школьного здания. Наш класс был трудоспособным. Успеваемость класса была 100%. Мы проявляли свою инициативу в еженедельном выпуске стенной газеты, активно участвовали в организации и проведении вечеров, посвященных революционным праздникам. Сами учащиеся делали доклады. В весенний период обслуживали концертами полевые станы в колхозе. В конце учебного года нас постигло большое несчастье – умер директор школы. В.В. Сосновский. По окончании 10 класса по призыву Наркомпроса мы все пошли на педагогическую работ..

Началась Великая Отечественная война. Почти все юноши были призваны в Красную Армию. Многие из них погибли, защищая Родину в борьбе с фашизмом.

Улица моего детства – улица Красная.

Наикрасивейшее село Чаадаевка никогда не терялось в трущобах Городищенского уезда. Оно всегда выделялось своей неутопаемой зеленью роскошных деревьев, благоуханием душистых садов и жужжанием заботливых пчел. Все это вы увидете на улице Красной. Раньше эта улица была самой зеленой, самой чистой, самой душистой, самой широкой и самой красивой. Здесь, вдоль всей улицы, от трассы и до реки тянулись рядками раскидистые вётлы со своими поникшими ветвями. Неописуемая красота эта нравилась всем. Днем мамы с грудничками гуляли по ней, вечерком молодые пары вдыхали аромат садов, наслаждались зеленью и красотой улицы. За красоту и назвали-Красной.

И вижу я себя ребенком;             В аллею темную вхожу я,

                           и кругом                                    сквозь кусты

Родные все места:…                     Глядит вечерний луч,

Зеленой сетью трав                                            и желтые листы

Подернут спящий пруд,              Шумят над робкими шагами.

А за прудом-село дымится                            

И встают туманы                                              М.Ю Лермонтов

   М.Ю Лермонтов никогда не был не только на улице Красной, но и в самой Чаадаевке. Но будто о левой стороне улицы сказаны эти строки. Пруд, выкопанный жителями этой улицы, радовал глаз всех чаадаевцев. Здесь разводили рыб и отдыхали.

Половодье красоты великой.

 На чаадаевских огородах земля курится легким паром, везде шелестят, мягко позванивая, мелкие ручейки, дружно поют скворцы, за улицей Халтурина/ныне Красная/ с радостным плачем носятся стаи птиц. Ручейки, собираясь со всего села, встречаются здесь, на Красной Слободке. Их слышно издали-такой живой говор, такое любовное, доверчиво-ласковое журчание несется навстречу. И вот здесь, в конце этой красивой улицы, что-то бормоча метровым водопадом срывается в черёмуховые дали огромная ручей-река, вливается в нашу Суру. Дальше уже можно только на лодке. Как музыка народной речи звучит эта вода. Чистое и доброе сердце здесь у людей. А вешняя вода дает силы. Живи человек!

  Мы часто говорим: «Давайте относиться друг к другу внимательно, тактично, бережно, тогда мы сохраним нервы, сбережем здоровье друг друга». А вот жители улицы Красной об этом не думают. Они часто ходят в лес, под гору к реке, на луга. Собирают там рыжих лисичек, розоватых сыроежек, заботливых волнушек и маленьких душистых луговичков. Собирают и клубнику, лекарственные травы. Луга нам дарят здоровье. Мы относимся к природе бережно и она нам платит добром.

Эта улица красна не только природой, но и хорошими людьми.

Подбельцева Валентина Владимировна.

 На этой улице живет гостеприимная женщина с открытой русской душой. Ее зовут Валентиной Владимировной.

 Двери ее небольшого дома всегда открыты для ее гостей разного возраста. Со всеми она находит общий язык, помогает и словом, и делом. Она обладает каким-то позитивным магнетизмом. С ней всем хочется быть рядом, просто общаться.

 Она работала учителем математики, педагогический стаж ее составляет около 40 лет.

 На пенсии она уже лет 10, но до сих пор к ней каждый год приезжают учителя из той школы, где она работала. Уважают ее не только коллеги, но и все ее бывшие ученики. Приходилось быть свидетелем их встречи и наблюдать, с каким трепетным уважением они к ней обращались.

Обожают ее, конечно же, ее прекрасные внуки, их у нее двое. Трагически погиб старший сын, Игорь. После такого удара, сдало ее сердце, но она старается изо всех сил жить ради внуков.

Анатолий Алексеевич и Валентина Ивановна Сергунины

К вечернему чаепитию, когда приезжают дети и внуки, на стол всегда выставляется вазочка душистого меда. Так всегда делается в дружной семье Сергуниных.

     Мама Валентины Ивановны-Ляпина Евдокия Михайловна долгое время работала в колхозе. Папа-Иван Филиппович погиб в первые дни войны в 1941 году. В семье было двое ребятишек: дочка Валя и сын Михаил. Мама умерла в 1960 году. И дети остались с тетей-Буриной Верой Михайловной.

  А у Анатолия Алексеевича отец тоже погиб на фронте. Молодые супруги семейную жизнь начинали с ничего: с чашки и ложки. В настоящее время у них добротный дом, подсобное хозяйство. Но главное занятие этой семьи –пчеловодство. Душистым ароматным медом они подчуют всех жителей села.

Анна Николаевна и  Алексей Ильич  Ючёнковы

        Эта дружная семья вместе с 27 ноября 1947 года. Алексей Ильич прошел всю войну. Воевал и на Западном и на Восточном фронтах. Был контужен. Отца у него убило громом и семья из шестерых детей осталась с одной матерью. Анна Николаевна из школы ушла в «Миномент-лес» гнать лес-сплав для фронта. По реке гнали лес из села Шаткино через Чаадаевку,Асеевку и с Красного Яра. Потом этот лес грузили в вагоны на ж/д станциях. В настоящее время Анна Николаевна прядет, вяжет, занимается огородом. У них трое прекрасных детей: Иван Алексеевич-директор Кузнецкого с/х техникума, Виктор-зоотехник в с.Загоскино и Татьяна-медсестра в Кузнецке-8.

Анна Андреевна и  Александр Георгиевич

Дускановы.

Александр Георгиевич-родом из с. Канаевка.

Родился в 1927 году. Рано остался без отца. Отец умер в 22 года от воспаления легких. Мать вышла замуж за вдовца, а у него своих двое детей. Далее жизнь вновь круто повернула: отчима убили на фронте.

  Анна Андреевна/девичья-Кузьмина/, тоже из большой семьи. Жили бедно. Мать- Афиния Филипповна. У неё было 12 детей, была награждена медалью за многодетность. Отец-Андрей Яковлевич, работал в валяльном цеху-чинил и шил вручную сапоги, валенки. Затем отец уехал в Первоуральск делать патроны для фронта. Старшего сына Афинии Васю в 1938 году призвали на фронт и вернулся он в 1946 году (три года был у немцев в плену, был контужен).

  Костя(он с 1922 года) был танкистом. Воевал на Курской дуге. Надя(она с 1923 года) умерла во время родов. Сама Анна Андреевна-участница Великой Отечественной Войны. В Белоруссии, в Литве восстанавливала дороги. Бомбили и днем и ночью. Была ранена осколком в руку.

 Имеет награды.

Анатолий Павлович и  Татьяна Ивановна

 Королёвы.

      «Окна - это очи дома» - гласит народная мудрость. Овеянный старинными легендами, воодушевленный в поверьях и сказках, дом воспринимался как жилое существо-доброе, благожелательное, подобное человеку. Поэтому, окна были очами, раскрытыми в мир.

  Окна окружали наличниками народные умельцы. Один из таких мастеров живет на улице Красной-Королёв Анатолий Павлович со своей семьей. Руки у него золотые. Что только не делает Анатолий Павлович: и дом шикарный

Форма входа
Календарь
«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz